Предлагаем окунуться в историю этого украшения вместе с замечательным автором, известной в ЖЖ как la_gatta_ciara.
Как-то так получилось, что для меня костюм светской дамы начала ХХ века не костюм, если его не дополняет колье-ошейник. С ним платье приобретает вполне законченный вид.

У ювелиров это украшение называется the Dog Collar Necklace , что переводится, как «собачий ошейник».

Несмотря на такое непоэтичное название, этот вид ожерелья процветал в течение почти полувека.

Но самый пик его популярности пришелся на рубеж ХХ века, Belle Epoque.

Ошейник, как женское украшение, был придуман давно. Чокер (choker)- короткое, плотное сидящее по шее ожерелье существовало на протяжении всей истории ювелирных изделий.

Популярны они были во Франции в период рококо, их тогда носили в виде широкой черной (или синей) бархатной ленты, усеянной бриллиантами или жемчугом. В то время его называли по-французски «Collier de Chien».

А вот в 1880-е года ошейник стал очень популярен благодаря Александре, принцессе Уэльской. Александра очень стеснялась шрама на шее, полученного в результате несчастного случая в детстве.

Стараясь скрыть этот дефект, она начала носить широкие ожерелья из бархатных лент или ниток жемчуга – высоко под подбородком.

Вскоре за Александрой такие колье стали носить все дамы от Европы до Соединенных Штатов.

Ошейники часто надевали вместе с колье-ривьерами, состоящими из крупных бриллиантов, постепенно увеличивающихся в размере.

или фестончатыми колье из изумрудов, сапфиров или рубинов, под цвет платья.

Ошейники были четырех основных разновидностей.
Первый – это широкая полоска ткани, как правило, темного бархата, но могла также быть кружевной или из шелкового атласа.

Самый популярный вид такого ошейника – это когда по центру была планшетка (Plaque de cou).

Многие художники – ювелиры делали такие планшетки. У Лалика они похожи на маленькие произведения искусства. Впрочем, не только у Лалика.

Второй вариант состоит из нескольких нитей мелкого жемчуга, иногда десятка или больше, часто разделенных вертикальной перемычкой, усыпанной бриллиантами.

Дизайн перемычек зависел от фантазии ювелира и заказчика. Например, такой колье-ошейник от Картье был у Великой княгини Марии Павловны. Перемычки были выполнены в виде двуглавых орлов, усыпанных бриллиантами.

Третий вариант – гибрид первых двух: жемчужный чокер с квадратной или прямоугольной планшеткой посередине.

Такие колье изображал Г. Климт на своих картинах.

Четвертый вариант ожерелья был сделан полностью из металла с драгоценными камнями.

Часто делали такие ошейники из платины.

В подобном колье изображена почти на всех фото Матильда Феликсовна Кшесинская. Балерина обожала драгоценности и была не в состоянии расстаться с ними ни на минуту. С этой ее страстью был связан один крупный скандал того времени.

«Напрасно г-жа Кшесинская, играя нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного колье. Просящая милостыню и вдруг в бриллиантах! Несуразно», — писала об исполнении ею партии Пахиты в одноименном балете «Петербургская газета». Попытка директора Императорских театров князя Сергея Волконского оштрафовать балерину за искажение сценического костюма привела к отставке князя.

Случилось это потому, что Матильде Феликсовне всегда покровительствовали мужчины – члены Русского Императорского дома.
Но вернемся к ошейникам из платины. Эти металлические ошейники были очень красивы, так как были ажурны, словно кружево.

Они прекрасно дополняли платья того периода, сшитые из настоящих кружев, расшитых жемчугом и бриллиантами.

К тому же, нежная цветовая гамма шелковых атласов пастельных оттенков, которые доминировали тогда, была прекрасным фоном для подобных украшений.

Конечно, чтобы носить подобные ошейники, нужно было иметь, как минимум, две вещи: стройную шейку и большие финансовые возможности.

Дело не только в материале. Это колье должно было сидеть на шее плотно, без провисания.

Видите разницу?
Это означало, что ожерелье делали на заказ для клиента, который придет для его примерки, как к портнихе.

Ну а кто не мог себе позволить такую роскошь?
Было много и других, модных тогда украшений. К тому же, ювелиры и художники делали колье – ошейники и из недорогих материалов. Например, уникальное колье «Кошки» Рене Лалика. Оно состоит из небольших квадратов горного хрусталя, в которых выгравированы изображения кошек и листвы.

Соединены квадратики между собой золотыми креплениями, украшенными бриллиантиками.
Вот еще варианты дизайнерских колье-ошейников:

Эти художники использовали для своих украшений эмали и золото, а не платину и бриллианты.
Бельгийский дизайнер Филипп Вулферс делал ошейники, с использованием красивых, полудрагоценных камней, таких как гранаты и турмалины.

К концу 1910-х годов увлечение ошейниками стало проходить. В моде был пряный Восток, с его яркими красками и шляпами-тюрбанами, и в нем не нашлось места красивому, ажурному ошейнику.
Но в королевских семьях по-прежнему часто носят жемчужные чокеры. Любила их леди Диана.

Колье-ошейник активно использовался в фильмах. В таком шикарном колье была Одри Хепберн в фильме «Моя прекрасная леди».

Для героини Николь Кидман в фильме “Мулен Руж” специально сделали это бриллиантовое колье.

В фильме «Турист», хотя действие и происходит в наши дни, но героиня Анжелины Джоли также носит колье-ошейник, переделанный из старинной тиары.

Любит чокеры Гальяно, и вводит их с упорным постоянством в коллекции разных лет.

Благодарим
автора за разрешение использовать материал.
Источник.
Будьте первым, кто оставил комментарий на "Колье-ошейник".