Плагиат в мире рукоделия: как бороться с воровством

Плагиат в мире рукоделия: как бороться с воровством

Рукодельный мир заполнен самыми разными украшениями и другими предметами творчества, среди которых могут встречаться похожие друг на друга экземпляры. Зачастую даже отдаленно похожие работы, не говоря уже о действительных копиях, вызывают настоящую волну негодования, возмущения и желания бороться с плагиатом. Но все ли осознаю, что означает плагиат на самом деле?

Что такое плагиат

Сам термин “плагиат” пришел в современную жизнь из творческой сферы, но изначально он больше касался писателей, чем людей, занимающихся шитьем и плетением из бисера. Присвоение чужих текстов уже давно стало если и не нормой, то вполне ожидаемым явлением, в то время как присвоить сшитую на заказ подушку весьма проблематично. Плагиат также частенько затрагивал стихи, статьи, рисунки и фотографии. Сфера “воровства” чужого творчества особенно активно разрослась в период становления интернета, где из-за сотен тысяч страниц было весьма проблематично найти именно ту, где злостный вор под собственным именем опубликовал чужой рассказ.

001.jpg

Как становится понятно из описания возможных ситуаций, плагиат – это присвоения авторства. Талант нередко вызывает внимание наблюдателей, которые в силу высокой степени завистливости и из-за полного отсутствия талантов стремятся похвалиться хотя бы чем-то. И их мало интересует, что это что-то они сами не делали.

Оригинальное творчество, чтобы зваться оригинальным, должно обладать несколькими важными характеристиками:

– уникальностью и неповторимостью в творческой или какой-либо другой среде если рассматривать прочие сферы деятельности человека;

– наличием оригинальной и интересной идеи;

– гибкостью, обеспечивающей рост имеющейся идеи и возможность изменять продукт творчества в лучшую сторону в случае необходимости.

002.jpg

В мире рукоделия ситуация с плагиатом обстоит несколько сложнее, чем, например, у прозаиков. Красивое ожерелье ручной работы всегда останется уникальным, даже если кто-то по фотографии решится сделать точную копию. Никакой предмет, созданный руками, нельзя растиражировать с помощью горячих клавиш на клавиатуре, а поэтому плагиат в этом случае рассматривается скорее не как присвоение авторства на произведение, а как воровство идей.

Как бороться с плагиатом

Несмотря на единое целое – воровство идей – плагиат в рукоделии может быть разным. Проще всего выделить две основные группы, которые могут отлично описать основные “стратегии” поведения воров:

1) Предоставление чужих эскизов, фотографий, описаний и рисунков в качестве собственного портфолио для рекламы, привлечения клиентов и, например, заполнения сайта или блога;

2) Точное повторение украшений, предметов декора или других изделий для их последующей непосредственной продажи.

003.jpg

В первом случае некоторые хитрые мастера выкладывают понравившиеся фотографии в сеть, представляя их своими работами, и, таким образом, заманивают клиентов. Бороться с этим не имеет особого значения – в любом случае вряд ли они смогут повторить задуманное автором в полной мере, иначе бы уже давно сделали собственные фотографии. А если повторение невозможно, значит, заинтересованный клиент, узнав об обмане, вряд ли будет сотрудничать с подобными декораторами или дизайнерами.

Впрочем, эту проблему можно решить обычным водяным знаком, нанесенным на фотографию. Обычно эта деталь очень раздражает многих рукодельниц и мастеров, но именно она оказывается эффективной защитой от нелепого присвоения авторства. К тому же водяной знак может быть не бездумной и безвкусной надписью, а авторским логотипом с приятным рисунком и узорчатым оформлением.

004.jpg

Второй вариант плагиата несколько сложнее и в какой-то мере опаснее – есть вероятность, что часть потенциальных клиентов вместо того, чтобы заказывать авторские изделия у их непосредственного создателя, каким-то образом попадает на плагиатчика и тратит деньги уже на его копии неизвестного качества. Как-либо предотвратить это практически невозможно, да и доказать свою правоту тоже сложно – все-таки на ожерелье или глиняную вазу нельзя получить патент. И даже если эти предметы являются объектами авторского права, защитить их практически невозможно. Бороться в этом случае можно только при помощи своей фантазии. Мастеру украшений нужно сделать свои изделия уникальными и запоминающимися, придумать изюминку. Можно выдерживать единую концепцию всех коллекций, можно добавить к каждой вещи бусинку с авторской гравировкой, которая станет гарантом качества.

Творческим и талантливым людям не стоит бояться плагиата. Можно украсть любую идею – от этого не застрахован никто, но где гарантия, что эту идею воплотят также талантливо, как это делает ее автор? У настоящего мастера всегда будут свои клиенты.

Комментарии


Ирина
15 марта 2021
С интересом прочитала Вашу статью и во многом согласна с мыслями о порочности воровства идей! Но не всё так просто, как кажется. Я давно размышляю над этим вопросом. Где грань между понятиями воровать идею и вдохновляться творчеством автора? Сейчас попробую рассказать о том, что именно заставило меня над этим задуматься. Несколько лет назад, отдыхая в Индонезии, я услышала рассказ гида о традициях обучения мастерству в этой стране. Пока дети учатся в школе, они обязательно, наряду с основной школьной программой, обучаются основам какого-либо вида искусства, будь то живопись, музыка, ткачество, резьба по дереву, батик , плетение из лозы и т.п. А по окончании школы, если они хотят стать настоящими мастерами в каком либо из этих искусств, то становятся подмастерьями ( поступают в индивидуальное обучение) к Мастеру на 10 лет. Во время обучения ученик не имеет право создавать авторские изделия для продажи, а лишь копировать работы Мастера. И лишь через 10 лет, если обучение прошло успешно, Мастер берет на себя ответственность за уровень квалификации своего подопечного о выдает ему диплом МАСТЕРА. Теперь бывший ученик имеет право создавать свои авторские работы, ставить клеймо со своим именем, брать на обучение молодежь, зарабатывать, продавая свои изделия и изделия своих учеников. Поступая в обучение в 17 лет, лишь к 27-ми годам ты можешь стать МАСТЕРОМ, 10 лет копируя работы своего учителя. По-моему это не очень поздно в масштабах жизни человека. Зато школы мастеров Индонезии славятся на весь мир, туда едут учиться из разных стран. А у нас достаточно закончить курсы, или получить пару видео уроков и ты уже специалист, который требует не воровать его Идеи!